Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 571

— толкателях дизельных двигателей;

— дорожках качения шарикоподшипников и роликоподшипников;

— валах, на которых возникала фреттинг-коррозия в результате вибрации;

— толкателях дизельных двигателей;

— ведомых валах, работающих в подшипниках скольжения гидравлических двигателей.

1.3. Эффективность технологического процесса ФАБО

Исследования свидетельствуют, что процесс ФАБО позволяет:

— снизить время приработки деталей в 1,5...2 раза;

—исключить задиры поверхностей трения деталей;

— повысить несущую способность сочленений;

— защитить поверхности трения от водородного изнашивания;

— снизить температуру трения и продлить период работы узла трения при выключении подачи смазки;

— уменьшить коэффициент трения и тем самым снизить потребление топлива двигателями внутреннего сгорания до 3%;

—продлить срок службы подшипников качения до образования усталостных повреждений.

К особенностям процесса ФАБО относятся:

— чрезвычайно низкий расход материала;

— низкий расход механической энергии;

— безвредность для окружающей среды;

— короткая продолжительность нанесения покрытия (несколько секунд и минут) с помощью автоматизированного оборудования;

— стабильное и хорошее качество покрытия;

— замена дорогостоящих способов обработки поверхности;

— экономическая целесообразность при большом и небольшом числе изделий.

1.4. Возможность использования метода в технике

Технологический процесс ФАБО целесообразно использовать с целью повышения ресурса следующих машин и механизмов:

— цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного и другого механизмов автомобильных, танковых, корабельных двигателей (как основных, так и вспомогательных) и других двигателей (самоходных установок, тягачей, тракторов и др.);

— артиллерийских орудий с целью исключения хромирования и повышения живучести внутренней поверхности ствола;