Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 558
Кривые 1 и 2 на рис. 3.11 пересекаются. Точку пересечения P следует назвать "критической". Область от "критической" точки влево характеризует способность к схватыванию. Чем больше от этой области расстоя-
ниє кривой 2 от кривой 1, тем больше способность материала к схватыванию, тем лучше смазочная способность масляной пленки.
Область от точки P вправо характеризует пластифицирующее действие смазки на бронзу БрАЖМц. В этой области износ при смазке больше износа без смазки. Смазка в данном случае способствует пластической деформации и увеличивает износ. При большой пластической деформации усиливаются процессы резания. При этом смазка усиливает процесс резания.
Выполненная работа подтверждает тот факт, что не всегда целесообразно смазывать детали обычными смазочными материалами. При больших пластических деформациях поверхностного слоя целесообразно перейти с обычных смазок на металлоплакирующие смазочные материалы. Так, например, в практике эксплуатации железнодорожного транспорта были случаи, когда износ рельсов на крутых поворотах железного полотна при их смазывании обычными смазками значительно увеличивался. При таких обстоятельствах необходимо переходить на смазывание рельсов смазками, реализующими избирательный перенос при трении.
Характер разрушения поверхности
Для определения характера разрушения металлов при повторной пластической деформации испытанные образцы были подвергнуты металлографическому исследованию, показавшему, что разрушение поверхностного слоя носит избирательный характер. Поверхностный слой вследствие неоднородности структуры подвергается пластической деформации неравномерно. Одни участки претерпевают пластическую деформацию интенсивно, другие почти ее не испытывают. В результате однородность поверхности еще более увеличивается. На поверхности возникают места предразрушения, которые в конечном счете выкрашиваются (рис. 3.12).