Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 538

Для повышения качества приработки деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя разработан способ (А.С. № 1778165), обеспечивающий ускорение приработки с помощью присадки OFM-C, подаваемой в зону трения деталей с потоком всасываемого воздуха в период холодной обкатки двигателя (рис. 2.50).

Этот способ в ряде случаев может заменить операцию ФАБО цилиндров, требующий дополнительного оборудования и времени в технологическом процессе ремонта двигателя.

Испытания различных приработочных составов показали, что для ускорения приработки более эффективным является применение хлористой меди. В этом случае достигается наиболее интенсивное снижение момента силы трения (в 1,54 раза по отношению к начальному значению). Площадь приработки достигает 90% всей поверхности трения. Противо- задирная стойкость деталей после приработки на масле М-8-В + 2% присадки ОГМ-3 увеличивается и достигает значений в 8,5 раза больших, чем после приработки на только одном масле М-8-В.

Износ деталей цилиндропоршневой группы двигателей после их обкатки на масле И-Г-А-68 наибольший по сравнению с износом при работе на других маслах. Добавление присадок ОГМ-3 к маслу приводит к снижению приработочных износов, причем чем меньше исходных присадок в стандартном масле, тем выше эффективность приработочных присадок. При ускоренной обкатке на маслах с металлоплакирующей присадкой ОГМ-3 средние износы деталей цилиндропоршневой группы в 1,6.. .3,2 раза ниже, чем при типовой обкатке на стандартном масле.

Эффективная мощность двигателя и удельный расход топлива зависят от применяемых приработочных составов. Проведен эксперимент, в

ходе которого при условной нагрузке на двигатель P = 300 H и начальной частоте его вращения n = 2400 мин-1 следили за изменением п в течение 5 мин. Результаты наблюдений приведены в табл. 2.17.