Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 539

Анализ результатов показал, что наибольшая эффективная мощность и наименьший расход топлива (снижение на 8,5%) получены после обкатки двигателя на масле М-8-В + 2% ОГМ-3. Металлоплакирующая присадка КТЦМС-1 также способствует увеличению мощности двигателя, однако удельный расход топлива при этом снижается меньше, чем при использовании присадки ОГМ-3.

Анализ профилограмм поверхностей трения гильз цилиндров показал, что уже после 30 мин обкатки на масле М-8-В + 2% ОГМ-3 шероховатость поверхности достигает значений, сравнимых с шероховатостью поверхности гильз, поступающих в ремонт после их эксплуатации. На шейках коленчатого вала в местах трения образуется антифрикционная пленка меди, обеспечивающая защиту основного металла вала от задиров и схватывания в начальный период эксплуатации.

Экспериментами установлено, что срабатывание присадки ОГМ-3 происходит наиболее эффективно в первые 20 ч эксплуатации двигателя, затем ее содержание (по меди) стабилизируется. Одной заправки присадки достаточно для обкатки 14 двигателей.

Проведенные исследования позволили авторам работы разработать технологические процессы ускоренной обкатки отремонтированных двигателей ГАЗ-52-01, ГАЗ-52-04, 3M3-53-11, ЗМЗ-66-11, 3M3672-11 и ЗИЛ-130. Время стендовой обкатки сокращается до четырех раз, а эксплуатационной — до пяти. Для примера в табл. 2.18 приведены режимы обкатки двигателей с применением присадок ОГМ-3 для двигателей типа ЗМЗ.

На основании исследований разработано руководство РД.10. Россия. 01.0010-92 по ускоренной обкатке отремонтированных двигателей; оно согласовано с ГОСНИТИ, НИИАТ, Росагропромстандартом, АО "Po- сагрореммаш" и утверждено Минсельхозпроде РФ.

Обкатка дизелей. Полная приработка дизелей является длительным процессом (до 60 ч), и ремонтные заводы не в состоянии проводить процесс обкатки до конца. Основная часть приработки (40...60 ч) дизелей осуществляется в эксплуатации с ограниченными на 25% нагрузками, что не всегда возможно, особенно в период интенсивных полевых работ. В связи с этим важно сократить обкаточный период дизелей, завершая его в основном на ремонтных предприятиях.