Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 57

Специфической проблемой для судовых ГТУ являются отложения солей на лопатках компрессора и связанное с этим быстрое падение мощности и экономичности установки.

В морском воздухе всегда имеется определенное количество соли, но основным источником являются капли воды, попадающие в компрессор и испаряющиеся при прохождении через проточную часть. В судовых ГТУ с несколькими ступенями сжатия отмечается осаждение соли в компрессорах среднего и высокого давления из-за нарушения плотности воздухоохладителя и попадания охлаждающей воды в воздушный тракт. Это явление было отмечено в ГТУ фирмы Аллен мощностью 500 кет и послужило одной из причин, из-за которых ГТУ с многоступенчатым сжатием не были рекомендованы для широкого применения на кораблях.

Отложения солей на лопатках наряду с падением мощности приводят к повышенным температурам при пуске и даже к пом- пажу при работе установки.

Как правило, отложения соли сравнительно легко удаляются при промывке компрессора дистиллированной водой, после чего мощность установки восстанавливается. Если же к солевым отложениям примешиваются промышленные загрязнения, то их удаление представляет значительные трудности.

В отличие от стационарных и наземных транспортных турбин судовые ГТУ не нуждаются в очистке всасываемого воздуха от пыли и промышленных загрязнений. Однако опыт эксплуатации судовых ГТУ показал, что загрязнения проточной части компрессора все же возможны при работе судна в прибрежных районах, воздух которых содержит промышленные загрязнения, а также при попадании в компрессор всевозможных загрязнений, источником которых служит данное судно или другие суда.

Очевидно, снабжать судовые ГТУ фильтрами для борьбы с промышленными загрязнениями все же нецелесообразно, так как необходимость в очистке воздуха возникает эпизодически, а создаваемые фильтрами сопротивления постоянно снижают мощность и экономичность ГТУ. Поэтому приходится мириться с возможностью загрязнений при работе установок в портах, доках и при прохождении судна по рекам. Однако необходимо по возможности исключить попадания воздуха от близлежащих источников загрязнения следующими мероприятиями: