Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 111

Специфичной проблемой замкнутых ГТУ является создание трубопроводов, работающих при больших давлениях и при высоких температурах. Протяженность трубопроводов может быть весьма значительной, так как воздушный котел или реактор размещают обычно в отдалении от турбомашинной группы. Для экономии аустенитной стали трубопроводы выполняют двух- стенными: внешняя труба — из перлитной стали, внутренняя труба — из аустенитной стали. В кольцевом пространстве между трубами размещают изоляцию. Для уравнивания давления в кольцевом зазоре и во внутренней трубе последняя выполнена перфорированной. Таким образом, внешняя труба подвержена полному давлению рабочей среды, но защищена от воздействия температуры, в то время как внутренняя тонкостенная труба разгружена от давления, но омывается горячим газом.

Применение такой схемы трубопроводов в паровых турбинах затруднено из-за конденсации пара на наружной трубе и увлажнения изоляции. В замкнутых ГТУ этой опасности нет, но возникает иная опасность — попадание волокон минеральной изоляции в проточную часть. Если для установок на воздухе присутствие в тракте малого количества изоляционных материалов не вызывает нарушения нормальной работы, то в одноконтурных атомных ГТУ попадание в реактор изоляции, состоящей в основном из соединений кремния, может привести к нежелательным последствиям.

Конструкция трубопроводов для воздушных установок показана на рис. 85, а. Внешняя труба перлитная, две тонкостенные перфорированные трубы — внутренняя и средняя — из аустенит- яой стали. Изоляция набита между наружной и средней трубами, для чего в наружной трубе предусмотрен вертикальный разъем. В зазоре между внутренней и средней трубами образуется относительно неподвижная воздушная прослойка и основной поток воздуха, проходящий по внутренней трубе с большой скоростью, не вымывает изоляцию из зоны уравнительных отверстий.