Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 67

Конструктивное оформление ГТУ для локомотивов не обладает особой спецификой. В основном для этого используют установки общепромышленного назначения, которые приспосабливают для возможности размещения их в кузове локомотива. Специально проектируют лишь некоторые элементы ГТУ — регенератор, систему привода и вспомогательные системы — смазки, пуска, регулирования, охлаждения.

Разработка специальных локомотивных ГТУ в ряде стран: объясняется в первую очередь отсутствием прототипа стационарной установки с необходимыми параметрами.

На рис. 44 показана компоновка ГТУ мощностью 3500 л. с. Коломенского тепловозостроительного завода в кузове локомотива [28], спроектированная заводом совместно с кафедрой турбин МВТУ им. Баумана. Одновальная газотурбинная установка 5 через одноступенчатый редуктор 6 приводит в движение три генератора постоянного тока — сдвоенный генератор 7 и генератор 8, совмещенный со вспомогательным генератором 9 и возбудителем 10. Воздух через жалюзи в крыше и фильтры 1 поступает в отсек 2 и далее в компрессор с осевым входом. В задней части кузова установлен дизельный двигатель 4, приводящий в действие маневровый генератор мощностью 110 кет и вспомогательный генератор мощностью 25 кет. Электроэнергия от маневрового генератора используется для пуска ГТУ (один, из главных генераторов играет роль пускового двигателя) и для движения локомотива без состава — в этом случае ток подается на один из тяговых двигателей 3.

Электродвигатели вспомогательных агрегатов ГТУ и тормозного компрессора получают питание при работе ГТУ от вспомогательного генератора 10, а в период стоянки и подготовки к пуску — от вспомогательного генератора дизельного двигателя 4. Кроме дизель-генератора и тормозного компрессора в задней части кузова расположены также паровой котел, вырабатывающий пар для подогрева тяжелого топлива и масла, а также для отопительных целей, баки для легкого топлива, масла и воды, маслоохладитель и аккумуляторные батареи.