Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 130

Это пространство может быть использовано как емкость для заполнения охлаждающей жидкостью. В ГТУ TF фирмы Рустон к кольцевой полости подводят воду из внешнего источника, которую также используют для впрыска в проточную часть компрессора с целью очистки отложений. В ГТУ «Базилиск» фирмы Бадворт кольцевая полость служит масляным баком; масло охлаждает корпус, а перед поступлением к подшипникам проходит через внешний теплообменник с воздушным или водяным охлаждением. Благодаря масляному охлаждению корпус этой ГТУ был выбран алюминиевым с невысокой теплостойкостью.

Камеры отбора воздуха

В корпусах осевых компрессоров большинства ГТУ предусматривают отбор воздуха для сброса его через противопомпаж- ные клапаны в атмосферу на пусковых режимах и малых на

грузках, для охлаждения горячих элементов турбины и для подачи воздуха на концевые лабиринтные уплотнения. Воздух из проточной части отбирают через отверстия или узкие кольцевые прорези в специальные камеры корпуса компрессора, откуда воздух идет или через противопомпажные клапаны, или по- трубопроводам к соответствующим точкам газовоздушного тракта.

В авиационных газотурбинных двигателях камеры для отбора воздуха принято делать в виде двух кольцевых стенок, выполненных на 'корпусе компрессора, закрываемых лентой противопомпажного устройства (рис. 97, а и 91, в). При сбросе воздуха лента приподнимается и камера сообщается с атмосферой. В стационарных и транспортных ГТУ, которые располагают в закрытых помещениях и отсеках, сброс воздуха непосредственно из корпуса компрессора в атмосферу связан с неудобствами для обслуживающего персонала. В этих установках камеры для отбора воздуха представляют собой закрытые кольцевые полости в корпусе компрессоров, из которых воздух через противопомпажные клапаны удаляют за пределы помещения по специальным трубопроводам или перепускают во входной патрубок компрессора. В некоторых установках малой мощности воздух из противопомпажного клапана выпускают в атмосферу, причем клапан располагают таким образом, чтобы поток сбрасываемого воздуха не проходил там, где может оказаться обслуживающий персонал.