Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 37

израсходованного топлива заметно больше, чем для дизельгене- ратора.

Существенный экономический эффект может быть получен при использовании уходящих газов вспомогательной ГТУ в утилизационном котле, вырабатывающем пар для судовых нужд во время стоянки. При этом появляется возможность отключения котлов основной паротурбинной установки. На американском лайнере «Пионер Мур» вспомогательный газотурбогенератор мощностью 600 кет фирмы Солар полностью обеспечивает паром судно на стояночных режимах. Общий расход топлива для вспомогательных ГТУ с утилизационным котлом в 1,3—1,5 раза меньше, чем для дизель-генератора с отдельным вспомогательным котлом [23].

Использование ГТУ для привода аварийных систем — электрогенераторов, пожарных и осушительных насосов, генераторов инертного газа и других эпизодически действующих механизмов — является наилучшим вариантом из всех ныне существующих. В этих установках экономичность не имеет существенного значения, а основную роль приобретают быстрый пуск, простота и надежность, малая масса и размеры, возможность ручного пуска, полностью автономная работа без каких-либо внешних источников энергии. ГТУ в отличие от двигателей внутреннего сгорания и паротурбинных установок всегда готовы к немедленному включению; они не нуждаются в присмотре и уходе в период длительного бездействия, поскольку их основные детали изготовлены из нержавеющих материалов.

Благодаря малой массе и компактности удается выполнять ГТУ с пожарными насосами переносными — установка мощностью 60—100 л. с. имеет массу до 100 кг и поддается легкой транспортировке. При дооборудовании действующих кораблей такими переносными насосными установками последние могут подсоединяться к стационарной пожарной магистрали гибкими шлангами. Благодаря большой производительности гидравлической системы появляется возможность использования этих кораблей для тушения пожаров на других судах и прибрежных сооружениях.