Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 63

В системе регулирования и контроля устанавливают ряд устройств и приборов, питаемых от электрической сети: элементы системы электрогидравлического регулирования ГТУ, гидрореверсивных передач, винтов регулируемого шага и др. Прекращение их питания может вызвать аварийную остановку агрегата. Поэтому при отключении бортовой сети питание их осуществляется от аккумуляторных батарей и даже от генераторов с ручным приводом (на судне «Джон Сержант» на пульте управления установлен генератор переменного тока с ручным приводом, питающий электрическую следящую систему управления ВРШ),

Требования к повышению живучести корабля наряду с надежностью работы газотурбинной установки налагает определенный отпечаток на ее конструкцию и компоновку.

Ряд установок допускает работу в полузатопленных отсеках (ГТУ G-6). В комбинированной установке для датского фрегата все выходы валов из редуктора уплотнены таким образом, что работа установки не нарушается даже при затоплении этого отсека [44].

На эсминце «Девоншир» ускорительные ГТУ G-6 и основная паротурбинная установка расположены в разных отсеках, что обеспечивает независимую их работу, однако редукторный отсек является общим для обеих установок и его затопление выводит из строя всю машинную группу.

В машинном отделении канадского судна FHE-400 на подводных крыльях аварийная ГТУ, приводящая в движение генератор и насосы, подвешена к подволоку и может работать при частичном затоплении отсека.

Обычно судовые газотурбинные двигатели проходят предварительные испытания и доводку на береговых стендах, а затем на корабле. Установки с небольшим сроком службы изготовляют в нескольких экземплярах и испытывают на стенде до выработки полного ресурса.

Стенды оборудуют тормозными устройствами для испытания двигателей под нагрузкой в условиях, максимально близких к эксплуатационным. Проверяют работу как установки, так и отдельных ее узлов — турбокомпрессор может испыты- ваться на полной мощности с дроссельными соплами вместо силовой турбины с динамометром.