Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 39

В литературе, особенно в патентной, описано большое количество конструктивных решений этой задачи. В частности, разработаны различные варианты подключения турбин заднего хода по газовому тракту и с помощью разобщительных муфт. Предлагаются также разные способы осуществления реверса

в пределах одной пропульсивной турбины. Одним из этих способов служит поворот сопел в радиальной турбине. На рис. 33, а показана двухпроточная центростремительная турбина, которая снабжена поворотными соплами, обеспечивающими в зависимости от их положения вращение ротора в ту или иную сторону. Сопла выполнены в виде фигурных каналов в цилиндрических поворотных цапфах. При любом положении сопел их горловое сечение остается неизменным, поэтому нагрузка на турбокомпрессоре также не меняется. Газ из турбокомпрессора (рис. 33, б) попадает в две параллельно установленные турбины, каждая из которых связана через редуктор со своим винтом. Возможность реверсирования каждой из силовых турбин обеспечивает высокую маневренность корабля — при необходимости одна турбина может работать в режиме переднего хода, другая— в режиме заднего хода. Раздвоение потока газа за турбокомпрессором и выполнение каждой из турбин двухпроточной приводит к тому, что при общей мощности установки около 20 000 л. с. каждый проток турбины реализует мощность всего 5000 л. с.— этим создаются предпосылки для применения радиальной турбины.

Конструктивная схема для реверсирования осевой силовой турбины представлена на рис. 34 [79]. Рабочие лопатки и сопла турбины двухъярусные. При переднем ходе газ по внешнему периферийному кольцу через лопатки 1 сопел и лопатки 2 верхнего яруса поступает в выпускной патрубок 6 турбины. Доступ газа к лопаткам 4 нижнего яруса перекрыт повернутыми лопатками 3 сопел заднего хода. Кроме того, на переднем ходу закрыты поворотные лопатки 5 спрямляющего аппарата заднего хода. Этим исключается рециркуляция выпускного газа через нижний ярус рабочих лопаток и уменьшаются потери на вентиляцию.