Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 41

При работе ГТУ с электроприводом необходимо учитывать возможность внезапного сброса нагрузки с генератора при повреждении электрической схемы. Поэтому, если генератор приводится в движение от свободной силовой турбины, должны быть предусмотрены устройства, предотвращающие разгон турбины при сбросе нагрузки. Таким устройством в турбине Бритиш Томпсон Хаустон служит байпасный клапан, перепускающий газ непосредственно из входного патрубка в выпускной патрубок силовой турбины. В турбине Инглиш Электрик для этого установлен клапан на трубопроводе подвода воздуха к отдельной камере сгорания силовой турбины; при сбросе нагрузки часть воздуха из трубопровода выпускают через клапан в атмосферу. Конструктивное оформление подобного решения в последней установке проще, чем в любой другой, так как в ней принята параллельная схема включения турбин, и к силовой турбине подается только '/з общего расхода воздуха, сжатого в компрессоре (всего 18 из 58 кг/сек); кроме того, заслонка выполнена не на газовой, а на воздушной магистрали, поэтому температура среды, сечение трубопровода и размеры клапана невелики.

В разрабатываемых ныне проектах транспортных судов с газотурбинными установками электротрансмиссию применяют только в том случае, если машинное отделение расположено в носовой части судна и механическая передача на винт усложнена. Такого типа трансмиссия спроектирована для торгового американского судна PD-108 с ГТУ мощностью 20 000 л. с. фирмы Пратт Уитни. Если эту же установку используют для кормового машинного отделения, применяется механическая трансмиссия с винтом регулируемого шага [2].

Винт регулируемого шага. Обеспечение заднего хода с помощью винта регулируемого шага (ВРШ)—один из наиболее удобных и целесообразных способов реверсирования. Преимуществом ВРШ перед обычными винтами является не только возможность реверсирования, но и установка оптимального утла на промежуточных нагрузках. Последнее важно при применении в качестве двигателя одновальной ГТУ, хотя в этом случае может понадобиться дополнительная гидропередача для согласования характеристик ГТУ и виита (такая трансмиссия принята па эскортных кораблях ФРГ класса «Кельн»),