Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 21

В промышленных и транспортных ГТУ широко используется' турбовинтовой двигатель «Протей» фирмы Бристоль—Сиддли

(рис. 20). Двигатель имеет силовую турбину с понижающим редуктором и непосредственно приводит в движение генератор мощностью 3000 кет. Температура газа перед соплами 852° С, термический к. п. д. 23—24%, расход масла до 1,1 л/ч. Число оборотов ротора генератора IOOQ в минуту (или 900 в минуту для системы с 60 периодами). Диаметр двигателя около 1000 мм, длина его 2670 мм, общая длина установки 7393 мм. На рис. 21 показана автономная электростанция с этим двигателем.

На рис. 22 дана компоновка электростанции с отечественными турбовинтовыми двигателями АИ-20 [3]. Двигатели непосредственно соединены с генератором мощностью 1250—2000 кет (в зависимости от режима работы установки). Станция с двумя ГТУ мощностью 2500 — 4000 кет и площадью 216 м2 разделена на три отсека — боксы для двигателей размером 6x6 м, генераторное помещение 6 X X 12 м и вспомогательное помещение 6 X 12 м, где размещен пульт управления и электроаппаратура.

При мощности 4000 кет станция имеет удельную кубатуру 0,025 м3/квт, удельные капиталовложения 30,9 руб/квт, расчетную стоимость киловатт-часа при 1000, 2000 и 5000 ч работы в году — соответственно 2,35; 1,90; 1,60 коп. При работе до 3000 ч в году эта станция выгоднее дизельной.

СУДОВЫЕ ГТУ

Газотурбинные установки являются весьма перспективными двигателями для морских судов различного назначения. Если в практике стационарного газотурбостроения их применение в большинстве областей вызывается не прямой необходимостью, а несколько лучшими показателями по сравнению с другими первичными двигателями, то в морских условиях, особенно для боевых кораблей, ГТУ придают принципиально новые качества объектам, на которых они устанавливаются.