Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 42

При применении свободной силовой турбины изменение шага винта на частичных нагрузках не дает особых преимуществ, так как характеристики турбины и винта постоянного шага согласуются.

Весьма важным свойством ВРШ является использование на заднем ходу 100% мощности. Недостатки ВРШ — сложность конструкции, меньшая прочность, пониженный к. п. д., сложность доступа к механизму изменения шага, расположенному в ступице, и очень высокая стоимость — в 10 и более раз превышающая стоимость винта постоянного шага.

Обычно реверсирование ВРШ выполняется через нулевое положение лопастей; при этом сопротивление, создаваемое винтом, падает до нуля. Исходя из этого, в ГТУ со свободными силовыми турбинами целесообразно во избежание недопустимого разгона турбин производить реверсирование через флюгерное (мельничное) положение лопастей. При такой схеме лопасти можно выполнить более широкими и с лучшими кавитационны- мн характеристиками.

В практике судового газотурбостроения встречаются оба варианта поворота лопастей. Так, канонерская лодка «Серый гусь» с ГТУ RM-60 фирмы Роллс-Ройс мощностью 5400 л. с. снабжена ВРШ с реверсированием через флюгерное положение.

На судне «Джон Сержант» с ГТУ фирмы ДЖИИ мощностью С000 л. с. предусмотрен поворот лопастей виита через нулевое положение. Во избежание разгона турбины при нулевом положении лопастей на редукторе установлен фрикционный тормоз с гидравлическим приводом. При реверсировании подачу топлива в камеры снижают до минимума, но из-за аккумулирующей способности регенератора мощность турбины низкого давления (ТНД) все же остается слишком большой; поэтому при аварийном реверсировании для сокращения времени предусмотрено травление сжатого воздуха за компрессором в атмосферу.