Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 45

Особое место занимают гидропередачи в комбинированных установках, где на один редуктор работают основные дизельные или паротурбинные двигатели и ускорительные газотурбинные двигатели. Обязательным требованием в подобных установках служит возможность включения ускорительных двигателей при работе основных, что требует синхронизации числа оборотов их^ валов. Кроме того, в последнее время к ускорительным двигате-"" лям предъявляют дополнительное требование: обеспечение реверсирования при выключенном основном двигателе. Гидромуфты и гидротрансформаторы наилучшим образом удовлетворяют этим требованиям, особенно в сочетании с механическими муфтами для переднего хода и самосинхронизирующимися автоматическими муфтами.

На рис. 36 представлена схема главной передачи английского фрегата «Эшанти» водоизмещением 2500 г, длиной 110 м. Силовая установка состоит из паровой турбины мощностью 12 500 л. с. и ГТУ G-6 мощностью 6000 л. с. фирмы AEI. Ускорительная газотурбинная установка включается на ходу при любых числах оборотов основной установки, имеется также реверс с помощью ГТУ. При переднем ходе корабля мощность с вала турбины 12 передается на колесо 3 редуктора через две шестерни 9 переднего хода; при заднем ходе — через три шестерни заднего хода 6. Подключение ГТУ при работе паровой турбины, передающей момент с вала 1 на колесо 3 через редуктор 2, обеспечивается с помощью автоматической синхронизирующей муфты 4, которая включается в момент, когда число оборотов полумуфты со стороны ГТУ достигнет числа оборотов полумуфты со стороны редуктора. При полном переднем ходе крутящий момент от вала турбины 12 через механическую муфту 11, шестерню 9 и муфту 4 передается на колесо 3 редуктора; механическая муфта 5 при этом разобщена. При маневрировании на переднем ходу и реверсировании муфты 5 и 4 включены, муфта 11 разобщена. Мощность от ГТУ передается по внутреннему валу 10 к насосным колесам гидромуфт 7 и 8. При заполнении гидромуфты 8 осуществляется передний ход корабля, при заполнении муфты 7 —задний ход. Во избежание перегрева гидромуфт мощность при маневрировании ограничена величиной 3500 л. с. как