Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 34

По данным зарубежной печати корабли на подводных крыльях в отличие от пассажирских судов могут долго работать в во- доизмещающем режиме плавания. Для канадского военно- морского флота разработан корабль на подводных крыльях

водоизмещением 200 т со скоростью 60 узлов. Его назначение — океанские операции по борьбе с подводными лодками. Главным двигателем служит ГТУ длительной мощностью 22 000 л. с. фирмы Пратт—Уитни, являющаяся судовой модификацией авиационного турбореактивного двигателя. Главный двигатель расположен на верхней палубе позади ходовой рубки (рис. 31). Мощность ГТУ 1 передается к двум винтам 11 через редукцион- но-раздаточную коробку передач 2, наклонные валы 10 и забортные коробки передач 12. Для сокращения поперечных размеров коробок передач через каждую стойку проходят по два вала, которые объединены в забортных коробках с помощью обгонных муфт в единый привод. Таким образом, каждый вал 10 передает 1Zi часть мощности.

Ход корабля в водоизмещающем режиме поддерживается дизельным двигателем мощностью 2000 л. с. Момент от двигателя 5 передается к двум винтам 9 регулируемого шага через редукционно-раздаточную коробку 6, валы 7 и забортные коробки передач 8. Во втулках винтов размещены механизмы изменения шага, поворачивающие лопасти от положения полного переднего до полного заднего хода через флюгерное положение.

На корабле имеется также вспомогательная газовая турбина мощностью 390 л. е., служащая приводом бортового электрогенератора и ряда вспомогательных механизмов. При выходе из строя дизельного двигателя вспомогательная турбина присоединяется к раздаточной коробке дизеля и обеспечивает ход судна в водоизмещающем режиме с пониженной скоростью.

Суда на подводных крыльях не требуют применения разобщительных устройств для отключения движителей установки экономического хода, так как при работе главной установки