Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 25

Ускорительные ГТУ для кораблей морского флота

Ускорительные ГТУ используют в комбинации с основными дизельными или паротурбинными установками. Иногда основными двигателями служат также ГТУ меньшей мощности.

Мощность ускорительных ГТУ превышает мощность основных двигателей в 2—5 и даже в 20 раз. Газотурбинным установкам присуще органичное сочетание всех качеств ускорительных двигателей — малый удельный вес, компактность, быстрый пуск. Недостатки ГТУ — низкая экономичность, малый ресурс и потребность в дистиллатном топливе имеют в этом случае второстепенное значение.

При работе ускорительных установок обеспечение заднего хода корабля не обязательно, хотя крайне желательно иметь реверс для возможности маневрирования при аварийном выходе из строя основных двигателей. Это требование особенно важно для кораблей с основными паротурбинными установками, которые могут выключаться на стоянке для ревизии или ремонта. Наличие ускорительной ГТУ с малым временем пуска позволяет в любой момент обеспечить ход корабля. Естественно, что реверсирование усложнит трансмиссию, но преимущества этого

варианта очевидны. Большинство современных кораблей с комбинированными установками предусматривают реверсирование и независимое движение на каждом из двигателей — как основном, так и ускорительном. Машинная группа такого корабля носит название установки двойного назначения.

Топливом для ускорительных ГТУ обычно служит дистиллат- ное жидкое топливо. Применение столь качественного топлива необходимо для получения большой мощности при высокой температуре перед соплами. Кроме того, при основных дизельных двигателях вид топлива для обеих силовых установок унифицируется.

В качестве ускорительных ГТУ обычно используют авиационные турбовинтовые двигатели или турбореактивные двигатели со специальными силовыми турбинами. Применение их даже после неудачного опыта эксплуатации первых подобных установок G-I