Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 48

Редукторы и сцепные муфты

К редукторам судовых ГТУ предъявляют в основном те же требования, что и к редукторам паротурбинных судов, поэтому1 особой специфики в их конструкции нет. Характерной особенностью редукторов ГТУ является наличие вспомогательных механизмов и приборов, присоединенных к валам (регуляторы скорости и безопасности, масляные насосы, валоповоротные устройства, тахометры и т. п.). Это вызвано тем, что обычно силовая турбина ГТУ в отличие от паровых турбин не имеет в передней части свободного конца вала для присоединения указанных механизмов, а также тем, что в ряде ускорительных и комбинированных установок предусмотрено разобщение валов, турбины и редуктора на некоторых режимах работы судна. В этих случаях должна быть предусмотрена автономная смазка редуктора от навешенных насосов, чтобы при остановленной турбине продолжалась подача масла в редуктор, приводимый во вращение другими двигателями или от винта. Масляные насосы должны подавать смазку также на режимах заднего хода, когда вал, приводящий в движение ротор насоса, вращается в. обратном направлении. Поэтому при конструировании насосов или систем смазки должны быть предусмотрены соответствующие переключающие муфты или клапаны, обеспечивающие подачу смазочного масла в напорную магистраль независимо от направления вращения приводящего вала.

Особое требование предъявляется также к редукторам авиационных турбовинтовых двигателей, используемых на судах.. По данным зарубежной печати на судах применяют несколько таких двигателей, причем предусматривают работу как всех двигателей одновременно, так и каждого из них на максимальной мощности при отключенных остальных двигателях (парциальная работа). В этом случае редуктор передает больший момент, чем на расчетном режиме, а так как редуктор авиационного двигателя не имеет необходимых запасов прочности, он заменяется специальным редуктором для передачи повышенного момента. Схема педуктопа для судового варианта авиационного дви- гателя «Протей» фирмы Бристоль мощностью 3800/4250 л. с. показана на рис. 39 [59].