Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 38

При необходимости насосная установка может быть снята и использована на берегу для перекачки жидкости на большие расстояния.

В аварийных газотурбинных двигателях, предназначенных для привода генераторов или насосов, может также предусматриваться отбор воздуха для пуска основной ГТУ. Так, на канадском корабле FHE-400 на подводных крыльях пуск основной ГТУ мощностью 22 000 л. с. производится воздушной турбиной, питаемой от бортовой сети воздухом высокого давления, а в качестве резервного варианта используется воздух низкого давления от аварийной ГТУ мощностью 190 л. с.

Реверсирование

Для получения заднего хода судна могут быть использованы: турбина заднего хода, электропривод, винт регулируемого шага, гидравлическая и гидромеханическая передачи, механическая реверсивная зубчатая передача.

Турбина заднего хода. Практически единственным способом реверсирования в паротурбинных установках служат отдельные турбины или группы ступеней заднего хода. При передних ходах рабочие лопатки ступеней заднего хода вращаются в обратном направлении; потери на вентиляцию и трение этой группы

ступеней относительно невелики, так как они работают в вакуумной полости. Использование аналогичного решения в ГТУ приводит к повышенным потерям на трение и вентиляцию, поскольку ступени заднего хода в газовых турбинах вращаются в полости с атмосферным давлением. Но основным препятствием для применения турбин и ступеней заднего хода в ГТУ является сложность системы горячих газопроводов большого сечения и запорных органов. Кроме того, при реверсировании с помощью . турбин заднего хода понижается мощность установки на заднем ходу; обычно она не превышает 40% полной мощности двигателя (это относится в равной мере и к паровым турбинам).