Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 33

мощности от главного

Специфической проблемой для судов данного типа служит передача

двигателя на винт. Обычная схема с наклонным валопроводом для крупных судов непригодна, так как. подъем днища над иск- верхностью воды в океанских судах превышает 3 м. Угол наклона вала в таких условиях слишком велик, что ведет к понижению к. п. д. винта. Наиболее распространенной схемой является передача мощности через вертикальную колонку с двумя угловыми передачами. На рис. 29 показана схема подобной компоновки для корабля с ГТУ «Протей». Мощность от двигателя передается через цилиндрический редуктор, горизонтальный вал, верхний конический редуктор, вертикальный вал и нижний конический редуктор к валу винта, расположенному в кормовом крыле.

По аналогичной схеме осуществляется передача мощности на американском пассажирском океанском судне «Денисон» водоизмещением 95 т постройки 1962 г. (рис. 30) [76]. Главная ГТУ М-240 мощностью 17950 л. с. фирмы Дженерал—Электрик на базе турбореактивного двигателя расположена на палубе и обеспечивает движение судна со скоростью более 60 узлов. Для медленного перемещения в водоизмещающем режиме со скоростью до 10 узлов и маневрирования используют турбовинтовой двигатель мощностью 765 л. с. той же фирмы. Этот двигатель приводит в движение два водометных движителя с трехступенчатым осевым насосом; вода всасывается через днище.

На заводе «Красное Сормово» создано судно на подводных крыльях «Буревестник» для перевозки пассажиров на магистральных реках и водохранилищах. Главная силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-20А мощностью по 2700 л. е., приводящих в движение двухступенчатые водометные движители. Судно водоизмещением 67,4 т имеет длину 43,2 м, ширину 7,4 м, высоту 5,7 м. Число пассажиров 150 чел., скорость 105 км/ч, время нормального выхода на крылья до полной скорости 95—100 сек. Топливо — дизельное, удельный его расход 320—340 г/(л. с. ч.).