Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 261

расположение с подводом и отводом воздуха отдельными трубопроводами (рис. 247), установка воздухоохладителя непосредственно на напорном патрубке ком

прессора с отводом воздуха в последующий компрессор по трубопроводу и встроенная конструкция охладителя между двумя компрессорами в общем корпусе. Все три типа компоновки нашли применение в современных ГТУ.

В стационарных установках, работающих по открытому циклу, воздухоохладители обычно рациональнее располагать на трубопроводе между компрессорами, хотя такое расположение; и увеличивает габариты установки. Место для расположения аппарата в этом случае может быть выбрано наиболее благоприятным с учетом удобства его монтажа и обслуживания. Существенным преимуществом такой компоновки является то, что

масса охладителя передается непосредственно на фундаментные опоры и не нагружает корпус компрессора.

Установка воздухоохладителя на напорном патрубке компрессора обеспечивает компактность всей установки. В такой конструкции следует особенно тщательно профилировать напорный патрубок компрессора и входную часть корпуса охладителя, чтобы обеспечить равномерный подвод воздуха к трубам.

Встроенная конструкция охладителя имеет преимущественное применение в ГТУ, работающих по замкнутому циклу. Основным преимуществом такого расположения охладителей является компактность установки, отсутствие соединительных воздухо

проводов между компрессорами, осевая симметрия конструкции. На рис. 248 и 249 показаны газотурбинные агрегаты фирмы Эшер — Висс со встроенными воздухоохладителями. Обе установки предназначены для работы по замкнутому циклу. Напорные патрубки компрессоров низкого давления имеют хорошо развитые диффузоры и благоприятную форму входной воздушной камеры охладителя, обеспечивающую равномерный подвод воздуха к фронту трубного пучка. Воздух в охладителе может быть направлен параллельно оси агрегата (рис. 248) и радиаль- но от периферии к центру (рис. 249). Встроенная конструкция воздухоохладителей позволяет выполнить агрегат с меньшим числом опорных подшипников и без развитых концевых уплотнений, что особенно важно в установках замкнутого цикла с высоким уровнем давления. По данным зарубежной печати подобные компоновки применяют также в ГТУ для работы на ядерном топливе.