Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 328

МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ПУСКОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Как правило, вал пускового двигателя должен быть разобщен от вала турбокомпрессора после того, как турбокомпрессор начнет самостоятельно работать. Исключение составляют только те пусковые двигатели, которые в процессе работы установки несут дополнительные функции: электродвигатели могут служить возбудителями главного генератора или вспомогательными генераторами для зарядки аккумуляторов, гидродвигатели — масляными насосами. Как указывалось выше, электродвигатели, в ряде случаев можно не отключать, так как на холостом ходу они потребляют незначительную мощность; можно не отключать также и пусковую паровую турбину, питаемую от котла-утилизатора, располагаемого в выпускном тракте ГТУ; при этой схеме питания паровая турбина вырабатывает полезную мощность,, повышая общую эффективность установки.

Муфты сцепления служат для передачи крутящего момента от пускового двигателя к компрессору и разобщения валов при изменении знака момента.

Зубчатые муфты с принудительным управлением. Такие муфты выполняют с прямыми зубьями и включают сервомотором

перед пуском установки. После того как турбокомпрессор начнет самостоятельно работать, подача энергоносителя к пусковому двигателю прекращается, затем муфта тем же сервомотором принудительно выводится из зацепления (рис. 298 и 301). Сервопривод может быть гидравлическим, пневматическим или электромагнитным — соленоидом.

Зубчатые муфты с винтовым приводом. Эти муфты автоматические; они без внешнего воздействия обеспечивают соединение при включении пускового двигателя и разъединение валов в момент начала самостоятельной работы турбокомпрессора.

Муфты такого'типа широко применяют в автомобильных стартерах (муфты типа «Бендикс») и в ГТУ малой мощности. Прямозубая шестерня пускового двигателя имеет внутри винтовую- нарезку, которой она крепится на валу пускового двигателя. В момент включения двигателя шестерня получает осевое перемещение и входит в зацепление с венцом колеса привода. При изменении знака крутящего момента шестерня перемещается в обратном направлении и силовая цепь размыкается.