Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 329

Обгонные муфты с цилиндрическими роликами. Эти муфты обеспечивают автоматическое включение и отключение пускового

двигателя. На рис. 303 показаны элементы муфты установки ГТ-700-4 мощностью 4000 квт H3J1 (муфта передает мощность 200 квт). Ведущая звездочка 1 соединена с валом пускового турбодетандера, кольцевая обойма 3 — с валом турбокомпрессора (через соответствующие редукционные передачи). При пуске установки звездочка заклинивает ролики 2 и передает крутящий момент на обойму. При работе турбокомпрессора обойма обгоняет звездочку и муфта расцепляется.

Обгонные муфты свободного хода с заклинивающимися сухарями. В отличие от муфт с цилиндрическими роликами муфты с сухарями способны передавать значительно больший крутящий момент, так как число сухарей превышает число роликов и радиус кривизны сухаря существенно больше радиуса ролика.

В тяжелых условиях работы при наличии вибраций и перегрузок могут быть использованы сухари с гарантированным постоянным контактом (рис. 304). При перегрузке муфты специальные боковые упоры сухарей предотвращают их перекатывание.

Фрикционные автоматические муфты. На рис. 305 показана центробежная муфта Центрикон, предназначенная для пусковых двигателей небольших ГТУ [35]. Во внешнем барабане 5, соединенном с валом ГТУ, закреплено три радиальных пальца 4, на каждый из которых свободно надет башмак 2. Конические пружины 3 Бельвиля прижимают башмаки к внутренней втулке 1, напрессованной на вал пускового двигателя. В неподвижном состоянии башмаки плотно прижаты к втулке, изготовленной из металло-фрикционного материала, и муфта способна передать крутящий момент. По мере роста числа оборотов башмаки под действием центробежной силы преодолевают усилие пружин и отходят к внутренней поверхности барабана: механическая связь между втулкой и башмаками прерывается. Поворотом пальца регулируется сила нажатия пружин, чем устанавливается передаваемый крутящий момент и число оборотов размыкания муфты. Муфта может работать в сухом виде или в масляной ванне в широком диапазоне температур; она саморегулируется при износе и не нуждается в обслуживании. Наличие фрикционного звена предотвращает возможные поломки элементов трансмиссии.Г л а в а X