Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 301

В двухвальных судовых ГТУ, в частности в ГТУ-20 J1K3, при жесткой связи турбокомпрессора низкого давления с винтом возможен пуск установки в режиме «Стоп-винт», т. е. при заторможенном роторе компрессора (пусковой двигатель соединен с турбокомпрессором высокого давления). Экспериментальные исследования показали, что неподвижный компрессор создает значительные потери при просасывании через него воздуха. Потери могут быть резко сокращены даже при очень небольшом числе оборотов. В подобных схемах рекомендуется иметь обводную воздушную магистраль, соединяющую входные патрубки компрессоров низкого и высокого давления [7].

Пуск регенеративных ГТУ после кратковременной остановки может быть сопряжен с затруднениями вследствие аккумулирования тепла в регенераторе. Воздух из компрессора, проходя через регенератор, нагревается, и турбина может е поопустить возросшего объемного расхода; следствием этого является пом- паж компрессора. Подобное явление отмечалось в установке ГТУ-3 мощностью 300 кет завода «Экономайзер» [16]. Пуск горячей установки стал возможен только после двухкратного увеличения сечения противопомпажных клапанов.

Мощность, развиваемая турбиной. С повышением температуры газа перед соплами мощность турбины возрастает. В период пуска может быть допущено увеличение температуры выше ее номинального значения, так как число оборотов ротора и напряжения от центробежных сил в его элементах относительно невелики. При малых числах оборотов ротора турбина работает в нерасчетных условиях и ее к. п. д., так же как к. п. д. компрессора, существенно снижается. Поэтому для эффективной работы турбины необходимо значительное увеличение температуры, иначе возрастут числа оборотов, при которых наступает самостоятельная работа турбокомпрессора.