Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 316

В качестве пусковых гидродвигателей используют гидравлические двигатели объемного типа — коловратные, плунжерные, шестеренчатые. Рабочей жидкостью обычно является масло, используемое для смазки газотурбинного агрегата. Масло к гид-

ромотору подают насосом высокого давления с приводок от электродвигателя.

Принцип работы плунжерного гидродвигателя можно уяснить из рис. 295, на котором изображен пятицилиндровый гидродвигатель фирмы Рустон с радиальным расположением цилиндров. Жидкость под давлением поступает через канавки а, затем по осевым и радиальным отверстиям в валу 3 и полые плунжеры 2 подается под крышки корпуса 1. Питание плунжеров осуществляется поочередно через втулку 5 и многогранный блок 4, который передает усилие от плунжеров на эксцентричную шейку

вала 3. На втулке 5 выполнены канавки и кольца для уплотнения. Число оборотов ротора можно плавно изменять от 2 до 3000 в минуту. Для заданного давления крутящий момент сохраняется неизменным на всех числах оборотов. Ниже приведены характеристики пятицилиндровых двигателей, различающихся размерами: диаметры плунжера 85,7 и 114 мм, расход жидкости за один оборот вала соответственно 0,99 и 2,34 л, максимальный крутящий момент при давлении жидкости 280 ат — 400 и 940 кГм, длительный крутящий момент при давлении 175 ат — 250 и 590 кГм, максимальная мощность 164 и 390 л. е., длительная мощность 103 и 243 л. с.

На рис. 296 показана схема гидравлической системы пуска газотурбинной установки WS 1201 мощностью 1200 л. с. голландской фирмы Веркспур. Характерной особенностью этой системы является то, что в период пуска в качестве гидродвигателя используется шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие от вала турбокомпрессора. При пуске электродвигатель 1 с постоянным числом оборотов вращает шестеренчатый насос 2 высокого давления, который подает масло из бака по трубопроводу 3 к гидродвигателю 7. Вал 8 постоянно связан с ротором турбокомпрессора через систему шестерен. Из гидродвигателя масло сливается по трубопроводу 5 в систему смазки агрегата под небольшим давлением. Крутящий момент гидродвигателя устанавливается регулирующим клапаном 6. После того как ГТУ начнет самостоятельно работать, гидродвигатель получает принудительное вращение от вала турбокомпрессора и выполняет функции главного масляного насоса, подающего масло с низким давлением в систему. Обратный клапан 4 предназначен для обвода масла мимо насоса 2. Пусковая система отличается простотой, малой стоимостью. Передаточное отношение меняется бесступенчато.