Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 307

Стационарные ГТУ, служащие для привода нагнетателей на компрессорных станциях магистральных газопроводов, как правило, являются также автономными установками. Наибольшее распространение в этих ГТУ получил пуск при помощи турбо- детандера — расширительной турбины, использующей давление газа из газопровода.

В судовых ГТУ торгового флота специальных требований к •быстрому пуску не предъявляется; пуск этих установок производится или электродвигателями от бортовой сети, или (чаще всего) паровой турбиной, питаемой от вспомогательных паровых котлов (котлы при работе ГТУ обогреваются уходящими газами, а при неработающей установке — мазутными форсунками).

Корабельные ГТУ для военно-морского флота должны приводиться в действие в течение малого времени (особенно ускорительные установки) и, как правило, автономно — независимо от работы бортовых электрогенераторов. В этом случае установку можно пускать от аккумуляторов (вариант наименее желательный вследствие большой их массы), от пневматической системы, от автономного компактного двигателя, например газотурбинного, или от порохового турбостартера. В судовых установках, выпускаемых небольшими партиями, иногда оказывается целесообразным не использовать специальные пусковые двигатели,, а применять стартеры авиационных установок или двигателей иного назначения. Если мощность их недостаточна для пуска корабельной ГТУ, то несколько подобных двигателей могут быть, установлены для параллельной работы на общий вал.

Вспомогательные ГТУ, устанавливаемые на борту и предназначенные для привода аварийных электрогенераторов, пожарных и откачивающих насосов и другого оборудования, как правило, имеют небольшую мощность и их пуск осуществляется электростартерами постоянного тока, или пороховыми турбо- стартерами.