Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 311

Электродвигатели постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей рассчитаны на напряжение 12—24 и 110 е. При мощности пускового двигателя до 10—15 квт используют аккумуляторную батарею автомобильного типа напряжением 12 или

24 в; при большей мощности двигателя — напряжением 110 в. Электрические системы зажигания и регулирования также получают питание от аккумуляторных батарей. Для обеспечения надежной работы этих систем в период пуска, когда напряжение на клеммах батареи падает, питание к ним подводят от отдельных батарей меньшей емкости. Так, в передвижной ГТУ мощностью 250 ква фирмы Остин имеются две группы аккумуляторных батарей напряжением 24 в, емкостью 100 а-ч для пуска и

25 а-ч для системы регулирования. В автономной стационарной газотурбинной станции мощностью 3000 квт с двигателем «Протей» фирмы Бристоль — Сиддли также имеется две группы батарей: одна напряжением 110 в питает пусковой электродвигатель и вспомогательные насосы, другая напряжением 24 в служит для приборов зажигания и системы регулирования.

Аккумуляторные батареи заряжают различными методами: непосредственно главным генератором через понижающий трансформатор и выпрямитель, отдельным генератором постоянного тока с приводом от турбокомпрессора, вспомогательным генератором с приводом от двигателя внутреннего сгорания. При применении двигателя внутреннего сгорания допускается зарядка батарей после многократных неудачных пусков.

В качестве пусковых электродвигателей можно использовать не только двигатели целевого назначения, но и приводные электромашины постоянного тока (в блокированных схемах при отсутствии свободной силовой турбины). Широкое применение получил в стационарных ГТУ пуск от возбудителей генераторов, а в локомотивных и транспортабельных установках — от главных генераторов постоянного тока. При наличии отдельного, генератора постоянного тока для зарядки аккумуляторных батарей он может быть использован как пусковой электродвигатель. В авиационных ГТУ иногда для сокращения массы в одном агрегате комбинируют стартер и генератор. Так как оптимальные режимы работы этих машин лежат при различных числах оборотов, в редукторе, соединяющем стартер-генератор с валом турбокомпрессора, предусматривают две передачи, переключающиеся автоматически в зависимости от режима работы этого, агрегата.