Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 288

На рис. 283 показаны элементы автомобильного пластинчатого регенератора, который набран из стандартных пластинчатых секций, скомпонованных по периферии кольца. В зависимости от габаритов двигателя и параметров рабочей среды можно выбрать необходимое количество стандартных элементов,

каждый из которых представляет собой набор пластин с треугольными каналами для прохода газа и воздуха. Воздух движется вдоль элемента от входного коллектора к выходному, а газ движется перпендикулярно к направлению движения воздуха. Благодаря оригинальной компоновке элементов поток газа пересекает сначала нижнюю часть одного элемента, затем верхнюю часть другого. Таким образом, при прямолинейном движении (практически без поворотов) обоих теплоносителей обеспечивается двукратный перекрестный ток с одним ходом по воздуху и двумя ходами по газу. Такая схема может быть использована не только в пластинчатых, но и в трубчатых аппаратах.

Теплообменную поверхность можно развить как за счет увеличения диаметра аппарата, так и путем комбинации его из нескольких кольцевых секций. На рис. 283 показана схема аппарата, состоящего из двух кольцевых секций. Ячейки газовой стороны в регенераторе чистят с помощью сжатого воздуха. Так как газ проходит последовательно через две секции, сжатый воздух подводят в пространство между секциями.

Еще одной специфической особенностью автомобильных и других компактных транспортных установок является близость регенератора к последней ступени турбины. При форсированных режимах работы установки или в период пуска двигателя при догорании избытков топлива возможен заброс пламени в регенератор. Во избежание перегрева аппарата с газовой стороны на входе иногда устанавливают пламегасительные сетки, которые одновременно способствуют равномерному распределению скорости газа перед фронтом теплообменного элемента.