Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 322

Пусковой дизель американской ГТУ мощностью 8500 кет имеет мощность 500 л. с. Такие мощные двигатели внутреннего сгорания обычно выполняют низкооборотными и для соединения с валом турбокомпрессора они требуют применения специальной повышающей передачи. Передача может быть объединена с коробкой приводов вспомогательных механизмов или с редуктором вспомогательного генератора. При этом необходимо предусмотреть муфту сцепления между пусковым двигателем внутреннего сгорания и валом турбокомпрессора.

Фрикционные муфты сцепления очень быстро изнашиваются, особенно при тяжелом роторе турбокомпрессора. Гидравлическая муфта имеет значительно лучшую характеристику, чем фрикционная: ликвидируется вероятность остановки пускового двигателя в случае его перегрузки, устраняется износ элементов, муфты и достигается возможность автоматизации пуска вследствие регулирования муфты. Наиболее простой способ регулирования — по степени заполнения муфты жидкостью. При полном опорожнении муфта не передает крутящий момент. Однако при опорожнении гидромуфты ее турбинное колесо и ротор ГТУ должны быть механически разобщены во избежание вентиляционных потерь и перегрева муфты из-за циркуляции в ее контуре воздуха.

При применении гидромуфты не только не сокращается потребная мощность пускового двигателя, но даже повышается из-за потерь в муфте. Существенное снижение мощности пускового двигателя внутреннего сгорания или асинхронного электродвигателя может быть получено при применении гидродинамиче- ского трансформатора, который обеспечивает бесступенчатое изменение передаточного отношения между насосным и турбинным колесами. Число оборотов турбинного колеса в современных трансформаторах может превышать число оборотов насосного колеса более чем в 1,5 раза—-этим устраняется повышающая зубчатая передача между пусковым двигателем внутреннего сгорания и ГТУ.