Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 292

Расчет и проектирование вращающихся регенераторов подробно освещены в работе В. Хринижака [30].

Рассмотрим конструкции некоторых дисковых и барабанных регенераторов автомобильных ГТУ и их параметры.

В двигателе мощностью 120 л. с. фирмы Крайслер применен дисковый регенератор с вертикальной осью вращения. Диаметр теплообменного элемента 485 мм, толщина 76 мм. Воздух из компрессора поступает по напорному патрубку в воздухосборник, расположенный в верхней части двигателя, откуда идет вниз через матрицу; газ движется снизу вверх. Степень регенерации составляет 83% на полной нагрузке и 87% при одной четверти нагрузки. Двигатель CR-2A мощностью 140 л. с. (см. рис. 64, а) также снабжен дисковым регенератором с вертикальной осью, расположенным в цилиндрической камере в верхней части двигателя. Привод диска осуществляется от вала турбокомпрессора с передаточным отношением 2800, что обеспечивает число оборотов диска 16—17 в минуту. Степень регенерации составляет 90%, потеря давления — 4%, утечки воздуха — 4%. Аналогичный дисковый регенератор применен и в автомобильном двигателе мощностью 250 л. с. шведской фирмы Волво (см. рис. 69). Отличительной особенностью регенератора является крепление диска на подшипниках качения. Степень регенерации равна 86%.

Расположение регенератора в верхней части двигателя оказалось не вполне удачным, и в дальнейшем фирма Крайслер отказалась от подобной компоновочной схемы и взяла схему, принятую фирмами Дженерал Моторс и Ровер: в двигателях этих фирм регенератор выполнен в виде двух вращающихся матриц, расположенных по обеим сторонам корпуса турбин. При

этом сокращается высота двигателя, что облегчает его компоновку на автомобиле (особенно в задней части кузова), уменьшаются размеры матриц и достигается симметрия газовоздушного тракта.