Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 294

керамической матрицы кольцевыми пружинами из сплава Ни- моник 90; материал зубчатого венца — углеродистая сталь. Диск приводится в движение цепной передачей и поддерживается в радиальном направлении тремя опорами скольжения — башмаками.

Применение керамических матриц ряд лет привлекало внимание конструкторов. До разработки материала «Керкор» предпринимались попытки создания регенераторов с керамическими матрицами, но в предыдущие годы не могли получить керамические диски необходимого размера, поэтому фирма Парсонс предложила конструкцию регенератора с четырьмя малыми дисковыми матрицами вместо одной большой. Автомобильный двигатель мощностью 120 л. с. с подобным регенератором изображен на рис. 70. Каждый диск имеет на периферии зубчатый венец, входящий в зацепление с центральной шестерней, приводимой в движение от гидромотора. Насос, питающий гидромотор, связан с турбокомпрессором.

Представляет интерес конструкция дисковой матрицы опытного регенератора фирмы Парсонс (рис. 289). Регенератор предназначен для автомобильного двигателя мощностью 120 л. с. Набивка матрицы выполнена из металлической проволоки и во избежание перетекания воздуха в тангенциальном направлении размещена в 24 отдельных камерах. Каждая камера имеет круглые входной и выходной патрубки, которыми она закреплена в общих кольцевых стенках диска. Этим достигается свобода температурных расширений каждой камеры и эффективность работы уплотнений, соприкасающихся с плоскими поверхностями кольцевых стенок. Исследования аппарата на стенде показали,

что перетечки воздуха при полной нагрузке (давление воздуха 3 ата) не превышают 4%. Отношение проходных сечений по газу и воздуху — 2:1, поверхность теплообмена около 0,2 м2, расход воздуха 1,36 кг!сек, число оборотов матрицы 30 в минуту.