Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 263

Форма корпуса воздухоохладителя определяется формой трубного пучка, однако при больших давлениях воздуха независимо от конструкции трубного пучка корпусу аппарата придают цилиндрическую или приближающуюся к ней форму, противостоящую внутреннему давлению воздуха.

Основным требованием, предъявляемым к конструкции корпуса и подводящего воздушного патрубка, является создание равномерного поля скоростей перед теплообменным элементом. Особое значение имеет это требование при использовании оре- бренных трубок, так как при этом воздух не всегда может перераспределяться внутри пучка и искажение поля скоростей на входе сохраняется по всей глубине пучка, ухудшая тепловые и аэродинамические характеристики аппарата.

На рис. 252 показан аппарат, предназначенный для специальных условий работы в составе замкнутой ГТУ. Принятая схема движения теплоносителей дает возможность использовать хорошо освоенную фирмой теплообменную поверхность с гофрированным оребрением (такое оребрение применяют в регенераторах ГТУ) и обеспечивает ряд конструктивных преимуществ аппарата: умеренные поперечные размеры, цилиндрическую форму корпуса и малые толщины стенок при высоком давлении рабочей среды, удобство компоновки. Однако движение воды в межтрубном пространстве исключает возможность очистки поверхности по водяной стороне механическими способами и предъявляет очень строгие требования к качеству охлаждающей воды — вплоть до применения конденсата.

Особо следует обратить внимание на удаление воды, конденсирующейся в аппарате при охлаждении влажного атмосферного воздуха. Количество конденсата при высокой температуре и влажности атмосферного воздуха может быть весьма значительным. Опыт эксплуатации ГТУ показал, что без применения специальных устройств сконденсировавшаяся влага не может быть полностью удалена через дренажные отверстия в нижней части корпуса и большое количество капель увлекается потоком воздуха в проточную часть последующего компрессора, вызывая эрозионный износ рабочих лопаток и коррозию воздухопроводов, корпуса, ротора и уплотнений.