Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 321

На аналогичном принципе основана работа турбостартеров, работающих на пороховых газах. Рабочим телом высокооборотной турбины явлются газы, полученные в результате горения порохового пиропатрона. Эти стартеры нашли применение не только в авиационных ГТУ, но и во многих стационарных и транспортных установках малой мощности.

Пороховые стартеры использует фирма Аллен для судовых вспомогательных ГТУ мощностью 200 л. с. и 350 квт. В ГТУ мощностью 200 л. с. стартер содержит два патрона с зарядами по 750 г пороха. Турбина, работающая на пороховых газах, раскручивает ротор ГТУ До 9000 об/мин за 3 сек (номинальное число оборотов 23 000 в минуту). В случае неудачного пуска автоматически включается второй патрон. Время с момента пуска до принятия полной нагрузки равно 35 сек.

Двигатели внутреннего сгорания. Газотурбинные установки энергопоездов пускают с помощью двигателей внутреннего сгорания —• карбюраторных или дизельных. Эти двигатели характерны тем, что наибольшая мощность может быть получена при числе оборотов, близком к максимальному, в то время как при пуске ГТУ наибольшая мощность потребляется в начальный период разворота установки; по достижении 50% числа оборотов пускового двигателя потребляемая мощность начинает падать, уменьшаясь до нуля в момент отключения двигателя при максимальном числе его оборотов. Из-за несоответствия характеристик двигателя внутреннего сгорания и ГТУ мощность пускового двигателя приходится выбирать с большим запасом.

Отношение мощности пускового двигателя к мощности, потребляемой ГТУ в период пуска, составляет около 2 для карбюраторного двигателя, для дизельного — несколько выше. Для установки ГТУ-4 мощностью 4000 кет Калужского турбинного завода мощность пускового двигателя должна составлять 325 л. с. для дизельного и около 270 л. с. для карбюраторного двигателя, в то время как фактическая потребная пусковая мощность равна 140 л. с. [4].