Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 282

Корпус регенератора прикреплен к фундаменту средней частью; концевые части опоры не имеют. Перемещения трубного пучка относительно корпуса компенсируются симметрично расположенными на корпусе аппарата линзовыми компенсаторами. Диаметр корпуса достигает в средней части 2500 мм, длина аппарата без патрубков около 7300 мм.

По данным зарубежной печати во всережимных ГТУ морских кораблей нашли применение регенераторы с несколькими ходами газа в межтрубном пространстве и с одним ходом воздуха внутри трубок. Газ движется в радиальном направлении. Благодаря такой схеме периферийные и внутренние трубки имеют примерно одинаковую температуру и в местах их крепления в трубных досках не возникает напряжений, связанных с неравномерным расширением трубок, что очень важно для транспортных установок с резко переменными режимами работы.Камера подвода воздуха к кольцевому сечению трубного пучка имеет форму улитки.

Работоспособность подобной конструктивной схемы регенератора проверена на экспериментальной модели (рис. 275). Регенератор отработал на стенде длительное время, причем при резких изменениях температуры газа нарушений крепления трубок не отмечалось. Тонкий слой сажи, оседавший на холодных участках трубок, не оказывал заметного влияния на сопротивление и тепловые характеристики аппарата. Диаметр трубок 6,35 мм, толщина стенки 0,25 мм, давление воздуха 19 кГ/см2.

Схема крепления трубного пучка в корпусе аппарата и способ компенсации термических расширений элементов регенератора описаны на стр. 349—350.

На рис. 276 показан регенератор судовой ГТУ фирмы Эллиот.. Установка по ряду показателей оказалась непригодной, но конструктивная схема ее регенератора тем не менее представляет определенный интерес. Регенератор трехходовой по газу и одно- ходовой по воздуху. Трубки набраны в отдельные круглые пучки, располагающиеся по кольцу симметрично относительно оси аппарата. Благодаря тому, что трубкам придана изогнутая форма, обеспечивается их самокомпенсация.