Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 20
Полуфабрикаты и заготовки могут иметь видимые и скрытые дефекты. Значительная часть видимых дефектов (мелкие трещины, язвы, или раковины, вкатанная окалина и шлак) является результатом нарушения технологии. Видимые дефекты, как правило, можно исправить.
Скрытые дефекты обусловлены металлургической или сварочной неследственностью и возникают из-за нарушения технологии, но главным образом вследствие чрезмерного содержания в металле вредных примесей. Так, сера, фосфор, водород, азот, мышьяк и другие элементы образуют вредные соединения или скопления, нарушающие химическую и физическую однородность металла. В результате появляются ликвация, легкоплавкие эвтектики, усадочные и газовые раковины, шлаковые скопления, расслоения и другие дефекты, ухудшающие механические и технологические свойства металла.
В настоящее время широко применяют методы, снижающие количество вредных примесей. Стремление к увеличению ресурса, уменьшению склонности к ползучести, газопроницаемости и к улучшению технологических свойств привело к появлению новых методов получения металлов, таких как вакуумная плавка, электрошлаковый переплав, дефосфация, продувка жидкого металла аргоном и др. Этими методами можно получать сталь, содержащую до 0,01 % серы и фосфора.
По чистоте все металлы в зависимости от содержания вредных примесей делят на пять групп:
Чистота существенно влияет на стоимость металла, так как чистка (рафинирование) его сопряжена с большим расходом электроэнергии.
В судовом машиностроении как для получения сплавов, так и в чистом виде применяют металлы групп 2 и 3. Для изготовления приборов, деталей активной зоны реакторов и автоматики используют металлы группы 1.
1.6. пробные образцы и технологические испытания