Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 7

сжатого воздуха понижается число оборотов турбокомпрессора, одновременно с уменьшением расхода и давления воздуха за цикловым компрессором снижается и температура воздуха. Поэтому в приводной компрессор воздух поступает хотя и с меньшим давлением, но при пониженной температуре, что обуславливает более высокую степень сжатия воздуха в приводном компрессоре и, в конечном счете, неизменное давление на выходе. Таким образом регулируется расход воздуха от 100 до 60%. При меньшем расходе открывается клапан 10 и избыток воздуха через редукционный клапан 13 возвращается в цикл.

Сжатый воздух из компрессора может быть использован в системах пожаротушения. На рис. 4 изображена схема пеногаси- тельной установки, созданной на базе газотурбинного двигателя фирмы Блекборн модели «Пэлюст» [58]. Установка смонтирована на шасси грузового автомобиля; двигатель подает 0,91 кг/сек воздуха при давлении 2,6 кГ/см2 и температуре 200° С, который поступает в камеру смешения, где в него впрыскивается водяной раствор пенообразующего агента. Пена, проходя через сетки, по шлангу подается к очагу пожара. Раствор приготавливается в баке емкостью около 3000 л. В воде растворяется 3—10% протеинового пенообразующего агента. Раствор под давлением 7 ат в количестве 225—1100 л/мин подается в камеру смешения центробежным насосом, приводимым в движение от автомобильного двигателя.

В ряде случаев сжатый воздух может нести функции только теплоносителя. Например, в газотурбиной локомотивной установке мощностью 8500 л. с. фирмы Дженерал Электрик воздух из компрессора с температурой более 200° С по трубопроводу поступает в тендер для подогрева тяжелого топлива до температуры 93° С. Уходящие из турбины горячие газы не могут быть использованы для этого, так как давление газа на выходе из турбины недостаточно для транспортирования его через трубопроводы и топливоподогреватель, расположенный в тендере.