Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 100

Регулировочный вентиль на магистрали заполнения муфты управляется вручную, но может быть соединен с педалями подачи топлива или тормоза.

Нагретое в гидромуфте масло охлаждается в маслоохладителе, установленном на входе в компрессор. В режиме торможения воздух просасывается через теплообменник и поступает в компрессор несколько подогретым. Связанное с этим ухудшение экономичности двигателя на этом режиме значения не име.- ет. Температуру масла на выходе из теплообменника можно при необходимости понизить, увеличив расход воздуха путем повышения числа оборотов холостого хода. Маслоохладитель одновременно служит глушителем шума всасывания. Во избежание- дополнительных потерь давления при проходе воздуха через, маслоохладитель во время работы двигателя под нагрузкой вход, в маслоохладитель перекрывает специальная заслонка и воздух в компрессор всасывается через другой канал, минуя маслоохладитель.

В отличие от установившихся конструктивных схем поршневых двигателей, возможности компоновки отдельных агрегатов газотурбинных двигателей настолько широки, что двигатель может иметь самую различную конфигурацию и размещаться в наиболее удобных местах кузова. Эксплуатирующиеся ныне экспериментальные газотурбинные автомобили в основном предназначены для испытаний и доводки собственно газотурбинного двигателя, поэтому они чаще всего выполнены на базе серийных моделей, приспособленных для установки нового типа двигателя. В дальнейшем, по мере разработки надежных газотурбинных двигателей с малыми габаритами общепринятая форма кузова автомобиля может коренным образом измениться.

Сложной проблемой при компоновке газотурбинных двигателей является прием воздуха и, особенно, отвод выпускных газов. Кроме того, температура внешних элементов газотурбинного двигателя существенно выше, чем поршневого двигателя с водяной рубашкой. Это требует усиленной изоляции как самого двигателя, так и соответствующих панелей шасси и кузова, а также эффективной вентиляции двигательного отсека, которая может создаваться или вентилятором, или эжекционным. действием струи уходящих газов.