ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 64

Потеря мощности за счет противодавления на выхлопе при индивидуальных выхлопных патрубках ничтожно мала, в то время как на двигателе с коллектором она может достигать 2—5% от эффективной мощности двигателя.

удельная площадь выхода

Н-а рис. 288 приведено сравнение в использовании реактивной мощности выхлопа, создаваемой индивидуальными патрубками и коллектором. Как видно из данных кривых, лучшее использование реакции выхлопа получается при постановке индивидуальных патрубков. Пунктирная кривая показывает изменение реактивной мощности, создаваемой коллектором, подобранным для высоты полета 10 км.

Масштаб справа дает оценку выигрыша реактивной мощности в процентах от земной эффективной мощности двигателя.

На рис. 289 даны сравнительные высотные характеристики двигателя с использованием реакции выхлопа при установке индивидуальных реактивных патрубков и реактивного коллектора.

На рис. 290 приведены результаты летных испытаний самолета с двумя системами выхлопа. Кривая 2 соответствует установке коллектора, кривая 1 — установке индивидуальных, реактивных патрубков. Из рисунка видно, что даже на небольших скоростях полета использование реакции выхлопа при отдельных патрубках приводит к увеличению скорости полета на 4—4,5%; по сравнению с коллектором.

§ 78. ВЫХЛОПНЫЕ КАНАЛЫ РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ

Часто при компоновке реактивного самолета приходится- располагать двигатель внутри самолета и для выхода газов из реактивного сопла устанавливать удлиненные каналы, отводящие выхлопные газы из двигателя.

Прокладка выхлопных каналов внутри самолета приводит к увеличению веса каналов и к необходимости обдувать их снаружи для предохранения самолета от пожаров. Кроме того, удлиненные каналы оказывают значительное сопротивление вытекающим из двигателя газам, в результате чего снижается тяга двигателя. Неудачная конструкция выхлопных каналов может привести к значительному снижению тяги.