ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 62

Пока не был разработан метод расчета выхлопного патрубка, подбор диаметра выходного сечения и размеров всего патрубка производился на основании статистических данных. Объем кольцевого коллектора для двигателей воздушного охлаждения должен составлять 0,45—0,65 от рабочего объема цилиндров.

Для двигателей жидкостного охлаждения выходное сечение составляло:

При таких сечениях выхлопные газы имели примерно следующие скорости:

На современных самолетах площадь выходного сечения составляет

Эти размеры обеспечивают скорости газов в выходном сечении патрубка у земли Ca = 200 м/сек, на высоте 4 ООО м Cn — 350 — 375 м/сек.

При этом потеря мощности за счет противодавления достигает в полете на больших скоростях всего 0,5—1%; на малых скоростях (взлет) — 5—7% мощности двигателя.

Если потерю мощности двигателя от увеличения противодавления обозначить черезто потеря тяговой мощности будет:

Оптимальный патрубок подбирается, «сходя из условий получения максимальной полезной реактивной мощности, т. е.:

На различных режимах и высотах реактивный патрубок дает разный эффект, поэтому подбор сечений патрубка производят для одного какого-либо режима полета на заданной высоте.

На основании экспериментальных данных можно принять, что повышение противодавления на 30 мм рг. ст. соответствует потере мощности в 1 %.

Эта зависимость подтверждается графиком (рис. 286), на котором приведено изменение мощности двигателя Испано- Сюиза на разных оборотах, в зависимости от противодавления на выхлопе.

Выхлопной патрубок подбирается, таким образом, с учетом выигрыша от реактивной силы и потери мощности, получающейся за счет увеличения противодавления на выхлопе. Для определения оптимальных скоростей газа на выхлопе из выхлопного патрубка строятся графики (рис. 287). Зная скорость газов в выхлопном сечении и количество проходящих газов, легко определить сечение выхлопного коллектора.