ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 25

§ 61. МАСЛЯНЫЕ РАДИАТОРЫ

Возросшие мощности и высотность авиационных двигателей вызвали необходимость установки на самолетах радиаторов для охлаждения масла. На самолетах с двигателями небольшой мощности достаточное охлаждение масла получалось за счет обдувки масляного бака. В некоторых конструкциях баков охлаждающую поверхность увеличивали при помом!и воздушных каналов или применением баков с ребристой поверхностью. Скорости масла в масляных радиаторах невелики, в результате чего коэфициенты теплопередачи получаются небольшими.

При низкой температуре охлаждающего воздуха масло у стенок густеет, гидравлическое сопротивление возрастает, что затрудняет запуск двигателя и его эксплоатацию в зимних условиях. Для улучшения условий запуска в системах применяются термостаты и клапаны, перепускающие масло с низкой температурой помимо радиатора. Регулирование температуры путем изменения количества масла, поступающего в радиатор при сохранении сечений для протока воздуха через радиатор, приводит к значительному увеличению лобового сопротивления радиаторов, в особенности на режиме больших скоростей самолета. При регулировании потока воздуха через радиатор изменением сечения на выходе из капота коэфициент лобового сопротивления при возрастании скорости полета уменьшается.

Радиаторы в зависимости от расположения их на самолете имеют различную форму. Конструкции масляных радиаторов не отличаются от водяных. В некоторых радиаторах устанавливаются клапаны, предохраняющие от чрезмерного повышения давления при большой вязкости масла; в таких радиатора х входной участок может сообщаться с выходным штуцером через клапан.

Таким образом, если масло недостаточно прогрето, оно может выйти из радиатора через обечайку, предохраняя трубки от разрушения. Циркулирующее по обечайке масло обеспечивает прогрев радиатора. При повышении температуры масла уменьшается гидравлическое сопротивление радиатора, клапан закрывает выход из обечайки и в систему охлаждения включается вся поверхность сот. Перепады давлений, на которые рассчитываются клапаны, зависят от гидравлических сопротивлений масляного радиатора. Затяжка пружины клапана на применяемых конструкциях изменяется обычно в пределах от 1,5 до 3,5 ат.