Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 314

Воздушной турбиной приводят в действие также замкнутую ГТУ мощностью 10 000 л. с. фирмы Эшер — Висс, предназначенную для кораблей военно-морского флота. Источником сжатого воздуха служит вспомогательный компрессор для подкачки воздуха в цикл, приводимый в движение электродвигателем. Использование воздушной турбины в данном случае вызывается компоновочными соображениями и не связано с сокращением пусковой мощности.

Иное конструктивное решение воздушного пуска реализовано в ГТУ Т-400 мощностью 400 л. с. фирмы Солар. Установка служит для привода судового аварийного генератора; время выхода на режим холостого хода из холодного состояния равно 10 сек. Столь быстрый пуск осуществляется при помощи пневматической системы. Воздух содержится в баллоне под давлением 210 ат. Емкость баллона допускает пять последовательных пусков. После дроссельного клапана воздух под давлением 28 ат поступает к соплам перед второй ступенью турбины. Разгон ротора производится до 55% номинального числа оборотов.

В ГТУ мощностью 10 000 и 40 000 квт, выпускаемых фирмой СТАЛ, применена воздушно-инжекторная система пуска, принцип работы которой заключается в следующем: поршневой компрессор с приводом от электродвигателя небольшой мощности подает воздух под высоким давлением в баллоны, откуда в период пуска через редукционный клапан воздух поступает к соплам инжектора, встроенного во входной патрубок компрессора. Пройдя через инжектор, воздух попадает в компрессор, раскручивает его, затем идет в камеру сгорания, подогревается там и расширяется в турбинах. При таком способе пуска камеры сгорания сразу же снабжаются воздухом, а турбины создают избыточную мощность. При воздушном пуске предусматривается впрыск в камеру сгорания весьма высококачественного топлива с момента начала подачи воздуха, благодаря чему количествоподведенной извне энергии сводится к минимуму. Разгон машины производится всего за 30—40 сек — за это время турбокомпрессоры набирают необходимое для самостоятельной работы число оборотов. Подобная система пуска не требует больших электрических мощностей и обеспечивает автономность работы установки. Так, для пуска установки мощностью 40 ООО кет из «холодного» состояния достаточна мощность дизель-генератора, равная 210 кет, причем этот генератор питает также все пусковые масляные и топливные насосы. Для установки мощностью 10 000 кет необходимая мощность дизель-генератора составляет 55 кет.