Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 237

^контролр качества. Ошибка на какой-либо операции обработки может

привести к выбраковке большой дорогой поковки. Браковка по тем или иным причинам отдельного диска или вала не грозит столь тяжелыми убытками и задержками производства, как выход в брак большого цельнокованого ротора,

В крупных роторных поковках плохо используется металл. При выборе марки стали приходится ориентироваться на наибольшие напряжения, возникающие обычно в районе самого нагруженного диска или в ребордах какого-либо диска. В остальных участках ротора получаются излишние запасы прочности. Это обстоятельство приводит к неоправданно большому расходу легированной стали.

У роторов небольших размеров часто трудно (или даже невозможно) выполнить диски съемными по конструктивным соображениям. При больших размерах ротора это затруднение отпадает.

В роторах с насадными дисками можно свести до минимума применение легированных сталей, так как два-три наиболее нагруженных диска можно изготовить из специальной стали, а остальные диски и вал — из углеродистой.

В силу изложенньїх соображений роторы выполняют цельноковаными при диаметрах ступеней до 800 мм, при больших диаметрах обычно применяют составные роторы. Существуют три типа барабанных роторов: 1) цельнокованый ротор со сквозным центральным отверстием небольшого диаметра (иногда без отверстия); 2) полый барабан при отдельно откованной одной или обеих шейках вала; 3) барабан, составленный из насаженных на вал дисков или сваренный из отдельных дисков.

Валы роторов изготовляются из поковок — стальных слитков с отношением длины к диаметру около двух. От слитка отрезают прибыльную часть, составляющую до 25 %. В процессе ковки на угар и окалину теряется еще 5—10% массы. Таким образом выход годного материала не превышает 65 %.