Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 60

Оригинально решен вопрос сохранения хода на корабле с подводными крыльями FHE-400 (см. рис. 31) при выходе из строя дизельного двигателя малого хода (движители основной ГТУ не имеют реверса). В машинном отделении корабля (рис. 43), кроме упомянутого дизеля 17 мощностью 2000 л. е., установлены вспомогательная ГТУ 5 мощностью 390 л. с. и аварийная ГТУ 13 мощностью 190 л. с. Вспомогательная ГТУ предназначена для привода бортового генератора 8 и гидравлических насосов 7 при движении корабля на подводных крыльях. Благодаря связи редуктора 6 вспомогательной ГТУ с редукци- онно-раздаточной коробкой 9 дизельного двигателя установка может быть использована как дополнительный двигатель при движении судна в водоизмещающем режиме, так и в качестве единственного Пропульсивного двигателя при аварийной остановке дизеля. В последнем случае включается также и аварийная ГТУ 13, приводящая в движение генератор 15 и насосы 14. Аварийная ГТУ используется для привода этих механизмов также при выходе из строя вспомогательной ГТУ и для подачи

воздуха низкого давления в пусковую воздушную турбину главной ГТУ. Наличие связи между коробками передач дизеля и вспомогательной ГТУ позволяет в нормальных условиях эксплуатации при движении судна в водоизмещающем режиме осуществлять привод бортового генератора 8 и насосов 7 от дизеля.

Таким образом, предусмотрен двойной привод движителей водоизмещающего режима (дизель-вспомогательная ГТУ) и тройной привод бортового генератора и насосов (дизель-вспомогательная ГТУ—аварийная ГТУ) [8].

При использовании на судах газотурбинных установок, кроме дублирования двигателя, широко применяется дублирование отдельных механизмов и узлов. Так, судовые ГТУ могут снабжаться двойным комплектом топливных насосов, фильтров, охладителей и т. п. Может предусматриваться смена форсунок без остановки агрегата, переход на иной вид топлива и ряд других мероприятий, увеличивающих надежность работы установки.